Главная Первые лица Чугунные скульптуры Южного павильона Аничкова дворца вернулись на свои места после реставрации

Чугунные скульптуры Южного павильона Аничкова дворца вернулись на свои места после реставрации

26 second read
0
0
2

Чугунные скульптуры Южного павильона Аничкова дворца вернулись на свои места после реставрации

Завершается комплексная реставрация Южного садового павильона Аничкова дворца. Впервые за 200 лет скульптуры реставрировались в условиях мастерской и сегодня вернулись на свои постаменты.

"Удивительное дело, скульптуры, которые стояли далеко от Невского проспекта и не так подвержены влиянию проезжающих машин, оказались в состоянии худшем, чем те, которые стоят на Невском. Утрат и повреждений оказалось значительно больше", – рассказал о процессе реставрации председатель КГИОП Сергей Макаров.

Павильоны Аничкова дворца построены в 1817-1818 гг. по проекту архитектора  К.И. Росси в ходе реконструкции усадьбы и одновременно с разработкой первых вариантов проекта ансамбля Александринского театра.

Два небольших одноэтажных павильона расположены в саду по красной линии площади Островского и совпадают по осям с ризалитами главного здания Публичной библиотеки. Один павильон – на углу Невского проспекта (Северный садовый павильон), другой — в глубине площади Островского (Южный садовый павильон).

Высота их равна высоте первого этажа Публичной библиотеки – 7,3 м, длина – 20,7 м. Несмотря на небольшие размеры, павильоны смотрятся как монументальные постройки.

Все фасады павильонов различаются «настроением». Главный и боковой, обращенные к городу, более строги и величественны, тогда как садовый фасад, наоборот, более скромен. Живописность композиции придают обращенные в сад полукруглые выступы, декорированные колоннами ионического ордера.

В формировании облика павильонов велика роль скульптуры. Статуи, которые изображают Старого и Молодого воинов, символизируют народ, защитивший Россию. Павильоны стали одними из первых архитектурных памятников победе в Отечественной войне 1812 года. Скульптуры и барельефы исполнены по моделям С.С. Пименова скульптором В. Демут-Малиновским.

В композиции павильонов с арочными проемами, парами колонн и фигурами древнерусских витязей заметно влияние Нарвских триумфальных ворот, первоначально сооруженных Д. Кваренги в 1814 году.

Внутри каждого павильона спроектирован большой зал, разделенный колоннами, живописные плафоны и лепные панно на стенах. Залы павильонов, поделенные колоннами, имеют необычную полуэллиптическую форму.

Павильоны соединены строгой и торжественной металлической решеткой с изображением золоченых орлов. Ограду, а также балюстрады, венчавшие павильоны, отливали на Александровском (позже Пролетарском) заводе.

Ограда окружает дворцовый сад, который был местом прогулок императорской семьи.

Во второй половине XIX века первоначальный облик павильонов был нарушен пробивкой дополнительных окон и дверей. Изменилось и количество украшавших их скульптур. Прежде их было шестнадцать — по восемь на каждом павильоне. До нашего времени сохранилось пять скульптур на Северном садовом павильоне и две — на Южном.

Вес каждой чугунной скульптуры – 400 кг, высота – 3 метра. В первой половине XIX века чугунные скульптуры были окрашены в белый цвет «под гипс», во второй половине XIX века — в цвет черного металла. При реставрации 2005 года специалисты КГИОП решили обратиться к авторскому решению и вернуть воинам белый цвет. Исторический белый цвет сохраняется и при нынешней реставрации.

Реставрация Северного садового павильона, выходящего на Невский проспект, была проведена по программе КГИОП в 2017 году. Скульптуры воинов впервые за 200 лет демонтировались для проведения комплексной реставрации в условиях мастерской.

Четыре скульптуры, которые изображают Старого и Молодого воинов, были возвращены на фасады Северного садового павильона в ноябре прошлого года.

С Южного павильона две скульптуры, изображающие Молодых воинов, были демонтированы в июне 2018 года. К моменту начала работ скульптуры находились в крайне неудовлетворительном состоянии, имели сильные загрязнения, следы коррозии металла. Выщербины на чугуне сохранились ещё со времен Великой Отечественной войны.

На основании результатов обследования и согласованной КГИОП проектной документации поверхность скульптур была расчищена, удалены продукты коррозии, устранены трещины, сколы и выбоины, воссоздан утраченный венок в руке одного из воинов.

На скульптуры нанесена антикоррозионная защита, которая позволит как можно дольше сохранить результат реставрации в условиях  агрессивной внешней среды.

Работы по реставрации фасадов и крыши павильона завершатся к середине ноября. На крыше заменяются деревянные конструкции, кровельное покрытие с ремонтом системы водоотвода, проводится реставрация чугунной балюстрады парапетного ограждения.

Отреставрирована гладкая штукатурка стен фасадов павильона, лепной декор, известняковый цоколь, крыльца, деревянные оконные и дверные заполнения. Со стороны сада воссоздается историческая отмостка из брусчатки.

На работы по реставрации фасадов и крыши Южного садового павильона из бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП в 2018 году выделено 54,3 млн. руб.,  из них на две скульптуры – 1,8 млн. руб. Реставрацию проводят специалисты АО «РЕМФАСАД».

Кроме садового павильона в этом году в рамках программы КГИОП продолжается реставрация комплекса Аничкова дворца: восточного (главного) фасада дворца, ограды, парадной лестницы.

Масштабные работы проводятся с 1997 года за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. За период с 1997 по 2018 годы на работы по сохранению ансамбля по программе КГИОП выделено 832,3 млн. руб. В частности, отреставрированы Белоколонный зал, Голубая гостиная, Малиновая гостиная, Желтая (Золотая) гостиная, Библиотека, Дубовый Кабинет, ограда.

Фотографии скульптур воинов Южного садового павильона Аничкова дворца до демонтажа и в процессе демонтажа

 

***

Аничков дворец — старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте. Здание дворца по проекту архитектора М.Г. Земцова начало возводиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Завершал строительство в стиле барокко  Ф.Б. Растрелли. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью, этим объясняется необычное положение дворца, стоящего боком к Невскому проспекту.

В 1776–1778 годах дворец был перестроен в стиле классицизма архитектором И.Е. Старовым, который засыпал гавань. Позднее, под руководством архитектора Л. Руска во дворце появились новые интерьеры, также в стиле классицизма. При Николае I архитектор К.И. Росси также занимался перепланировкой некоторых интерьеров.

За время существования дворца его хозяевами были граф А.Г. Разумовский, граф Г.А. Потемкин, великая княгиня Екатерина Павловна, императоры Александр I, Николай I, Александр II и Александр III.

После революции в здании располагался Музей города, исторические комнаты бывших хозяев дворца сохранялись. В феврале 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров.

Загрузить больше публикаций
Загрузить еще от Светлана Владыкина
Загрузить еще в Первые лица

Смотрите также

Высшую театральную премию Европы получил Валерий Фокин

Сегодня в Александринском театре прошла торжественная церемония вручения XVII Европейской …